
Если вы думаете, что мотор-колесо на 750 ватт - это просто киловатты и крутящий момент, придется вас разочаровать. За шесть лет сборки шасси для AGV в ООО Гуанчжоу Колесо Мудрости Технолоджи я убедился: главные проблемы начинаются там, где их никто не ждет.
Вот типичный случай: заказчик требует ровно 750W, считая это магической цифрой. А на практике наш мотор колесо 750w в одних условиях выдает все 900, в других - едва тянет 600. Все упирается в широтно-импульсную модуляцию контроллера и реальное напряжение батареи.
Помню, как в 2021 году мы полгода разбирались с перегревом обмотки. Оказалось, виновата была не мощность, а форма магнитов - в партии с завода поставили слегка скошенные образцы. После этого мы в Гуанчжоу Колесо Мудрости Технолоджи ввели обязательный тест на эллипсность.
Сейчас при подборе всегда спрашиваю: 'Вам нужны именно 750 ватт или момент в 85 Н·м?' Это разные вещи, но 70% клиентов не видят разницы.
Наш флагманский мотор колесо 750w для автоматических погрузчиков сначала грелся как утюг. Технологи охлаждения жидкостью помогали, но добавляли сложности. Пришлось разрабатывать гибридную систему - медный теплоотвод + принудительная вентиляция.
В логистических центрах проблема усугубляется постоянными циклами разгона-торможения. Стандартный мотор выдерживает 15-20 таких цикров в час, а наш доработанный - до 45. Но за это пришлось заплатить весом - добавили 400 грамм меди.
Инженеры из отдела разработок иногда шутят, что мы производим не мотор-колеса, а дорогие обогреватели. Но после случая с замерзшим подшипником в Новосибирске даже это оказалось полезным.
Самый сложный проект был с автоматизацией склада фармацевтической компании. Их техники три месяца не могли настроить наш мотор колесо 750w с их системой управления. Оказалось, проблема в протоколе CAN - мы использовали расширенный формат кадров, а их ПЛК понимал только базовый.
Теперь в zhlun.ru для каждого мотора прикладываем не только datasheet, но и конфигурационные файлы для основных контроллеров. Мелочь, а экономит недели настроек.
Кстати, про подшипники - японские NSK служат в 2.5 раза дольше китайских аналогов, но клиенты все равно экономят. Потом удивляются, почему мотор начинает гудеть через 8000 км.
Любые цифры КПД в паспорте - это измерения в идеальных условиях. На практике КПД нашего мотор колесо 750w падает с заявленных 92% до 78-83% при работе с неровными полами. Каждая трещина в бетоне съедает 0.3-0.5% эффективности.
Мы как-то проводили тесты на разных покрытиях. Оказалось, что линолеум снижает момент на 12% по сравнению с бетоном - сказывается проскальзывание, хоть и незаметное глазу.
Для тяжелых AGV сейчас рекомендуем устанавливать датчики обратной связи по току - они позволяют компенсировать эти потери алгоритмически.
В прошлом году пересобрали конструкцию статора - вместо клея применили клипсы. Казалось бы, мелочь, но сервисники сказали, что время замены сократилось с 4 часов до 40 минут.
Особенно важно это для производственных AGV - простой линии обходится дороже самого мотора. В Гуанчжоу Колесо Мудрости Технолоджи теперь даже проводим обучающие семинары по быстрой замене обмотки.
Кстати, про обмотку - медь 0.8 мм оказалась надежнее, чем 1.0 мм, хотя все учебники говорят обратное. Меньше скин-эффект на высоких оборотах.
Сейчас экспериментируем с сегментными магнитами - момент стал стабильнее, но появилась вибрация на низких оборотах. Приходится искать компромисс, как всегда.
Для безредукторных версий мотор колесо 750w рассматриваем возможность интеграции датчиков Холла прямо в подшипники - японцы такое делают, но дорого.
Думаю, через пару лет стандартом станет встроенная система самодиагностики. Мы уже тестируем прототип, который предсказывает износ щеток с точностью до 15 часов наработки.